Консультационно-учебный центр "Политех-Консалт"

Вы находитесь тут: Главная » Интересно » Как найти в себе предпринимателя
Пятница, 16 Ноя 2018
13.03.2011 16:40

Как найти в себе предпринимателя

Оценить
(4 голоса)

Отношение к предпринимателям в нашем обществе не однозначное. Одни считают их беспринципными хапугами, другие – чуть ли не экстрасенсами, притягивающими деньги и делающими их из ничего, третьи настаивают, что предприниматели - это самозабвенные трудяги и пример для подражания для любого здравомыслящего человека.

 

О том, какие качества отличают настоящего предпринимателя и можно ли эти качества у себя развить, журналисту рассказали сами предприниматели, а также психологи, бизнес-тренеры и рекрутеры.

Решительность и ответственность

Основное отличие предпринимателя от "наемника" - это то, что наемный сотрудник знает, а собственник - верит. Именно способность удивиться, увидеть необычное и поверить в него и ведет нас к креативности, считает психолог Вадим Колесников. Как раз в этом и есть, по его мнению, коренное различие между предпринимателем и наемным рабочим.

"Антитезис креативности - адаптивность. Наемный сотрудник может адаптироваться. А предприниматель не может адаптироваться - он креативен. Он находится постоянно в состоянии инсайта (удивления, озарения – ред.). По сути, мы можем говорить не столько о предпринимателе, сколько об антрепренере, человеке, который не может согласиться с существующим порядком вещей, видит все в несколько другом ракурсе, видит, где деньги лежат на земле, где можно подзаработать, не видит препятствий, или препятствия не играют для него такого первостепенного значения - он думает, как их преодолеть (а это уже креативность)", - отмечает психолог.

Тренер по управлению временем, владелец студии управления временем "BogushTime" Людмила Богуш считает, что одним из важнейших качеств для предпринимателя является смелость - умение рискнуть. Но ни в коем случае не надо путать это с авантюризмом, т.к. предпринимателя отличает высокий уровень ответственности за других людей - семью, сотрудников, партнеров и т.д.

"У меня был случай, когда ко мне пришел устраиваться внутренним тренером в компанию человек, работавший до этого тренером самостоятельно. Я его спросила - как же он со своих вольных хлебов хочет идти в наемные работники?! На что он сказал, что когда работал наемным работником в тренинговой компании, то знал, сколько за него берут и сколько ему дают. И считал это не справедливым. Поэтому решил, что отныне он будет сам себе хозяином.  А когда окунулся в самостоятельный бизнес, то обнаружил, что есть бухгалтерия, что услуги еще нужно организовать и продать и т.д. По его словам, в компании он получал стабильную зарплату и его не интересовало, "продали" его услуги или нет, а в свободном плавании он мог получить много, а мог ничего не получить. А для таких ситуаций нужна совершенно определенная психология", констатирует Л.Богуш.

Если наемный сотрудник порой может сослаться на невозможность выполнения своих должностных обязанностей из-за действия внешних факторов (мешают несознательные сослуживцы, форс-мажорные ситуации, чиновники и т.п.), то предприниматель не может себе этого позволить. У него есть цель и он в любом случае должен ее достичь, преодолев любое сопротивление. Какими при этом будут его методы - это уже другой вопрос. "Предприниматель не следует по течению обстоятельств, а направляет их течение в нужном ему направлении. При этом ему приходится руководить множеством людей и, что может показаться парадоксальным, даже не находящимися в его подчинении. Ему приходится добиваться необходимого результата как от подчиненных, так и от партнеров, от чиновников, от потребителей. Естественно, это требует колоссальной энергии, уверенности, твердости характера", - отмечает Л.Богуш.

Доверие и железная дисциплина

В то же время предприниматель обладает целым рядом своеобразных, непривычных для обычного человека черт, которые, порой, бывают и порицаемы большинством, отмечает В.Колесников.

"К примеру, предприниматель гораздо быстрее теряет интерес к процессу, чем наемный сотрудник. Для предпринимателя характерен количественный подход в замен качественного - он сразу видит, что, где и сколько стоит. Кроме того, предпринимателям присуща схематичность мышления. Если он не доверяет, то и принять не может. Это как раз предпринимательское выражение: "Этого не бывает - это бред!". Его оригинальность взгляда не безгранична. И когда предприниматели работают с психологами, они, как раз, и стараются расширить этот диапазон восприятия. Креативного, необычного восприятия, но расширить", - рассказывает психолог.

По его словам, доверие для предпринимателя - ключевое понятие. "Из-за схематичности мышления предприниматель крайне тяжело переживает, если он не может доверять. Доверие для него крайне важно. Он может простить глупость, тупость, жадность, главное – чтобы он мог доверять, чтобы он вас понимал. Он очень тяжело страдает, если что-то в его схеме не срастается", - рассказывает В.Колесников.

Со своей стороны Л.Богуш отмечает, что предпринимателю необходима достаточно хорошая способность к рационализации, чтобы подсчитывать как деньги, так и время, материальные ресурсы, человеческие ресурсы. А чтобы расчеты не оказались "прожектерством", необходима еще и железная дисциплина.

"Это не только своевременное прибытие на рабочее место. Это способность без отговорок делать то, что надо. В профессионализме самая главная черта - это умение безукоризненно выполнять технологию. Если же человек внутренне сам не готов к дисциплине, то он технологию нарушает, а бизнес - это технология. В результате недисциплинированный человек каждый раз вынужден изобретать велосипед. Естественно, такой подход будет крайне не эффективен", - констатирует Л.Богуш.

Как разглядеть в себе предпринимателя?

Президент рекрутингового портала Алексей Захаров считает, что есть множество качеств, присущих деловым людям, но предпринимателя выделяет оптимизм. Что до наличия предпринимательских качеств, то, по его мнению, они либо присущи человеку, либо нет.

"Если они есть, их нельзя не разглядеть, потому что свойственный предпринимателям особый "драйв" не даст не заметить себя. Если приходится прилагать усилия, чтобы найти в себе навыки предпринимателя - не стоит тратить время на поиски", - считает А.Захаров.

... и развить?

По мнению же В.Колесникова, хороший сотрудник в состоянии до-обучиться, набрать знания, умения, навыки до предпринимателя любого уровня. Если предпринимательская жилка уже обнаружена, то психолог советует обратить внимание на следующие моменты:

1. Развивать в себе креативность. "Есть специальные психологические тренинги креативности, есть определенные технологии развития в себе креативности. Однако их эффективность во многом зависит от изначального уровня креативности человека. Если есть, что развивать – можно несколько усилить эту способность. Если же развивать нечего - тут вряд ли что-то получится", - отмечает В.Колесников.

2. Как можно больше удивляться и удивлять. "Это то, что сейчас в психологии называется эмоциональным интеллектом. Люди с высоким эмоциональным интеллектом являются и хорошими предпринимателями. Сюда же, но несколько особняком, входит знание жизни. Предприниматели более жадны к жизни, к узнаванию нового, чем наемные сотрудники. Ставьте себя в необычные условия, чтобы учиться видеть больше, испытывайте себя постоянно, узнавайте запах, вкус жизни. Но помните, что предприниматель, по сути - это творец, который, как известно, должен быть всегда голодным. Он должен постоянно ощущать нехватку желаемого", - советует психолог.

Л.Богуш рекомендует желающим испытать себя в предпринимательстве составить себе долгосрочный план. "Очень многие люди у меня на тренингах пишут себе в планах собственный бизнес. А реально, если бы столько людей делали собственный бизнес, то не осталось бы кому работать по найму", - отмечает бизнес-тренер.

Можно ли развивать в себе качества, необходимые для предпринимателя, или это лишь врожденная способность? По мнению Л.Богуш, это вполне реально. Просто тем, у кого эти способности сформировались еще в раннем возрасте, гораздо легче развить и применить их.

"Я знаю много людей, которые просто вынуждены были начать предпринимательскую деятельность. Я считаю, что эти способности можно развить", - считает Л.Богуш.

По ее словам, есть несколько ступеней эволюции человеческого поведения в этом направлении:

1. Реактивная - это достаточно пассивная стадия, характерная для поведения рядового наемного работника, в той или иной мере реагирующего на указания руководителя;

2. Предупреждающая - характерна для поведения наемных руководителей, старающихся своими действиями предупредить, предугадать возможные ситуации и соответственно выстроить поведение вверенного им подразделения или компании;

3. Креативная – характерна для предпринимателя. Он не ждет сигналов из вне, а формирует свое поведение согласно собственному плану, стремясь преодолеть любые препятствия. "Когда человек знает, что ему необходимо развивать, и хочет этого, он может это в себе развить. Т.е. должна быть осознанность - осознаю ли я, что я делаю, сколько осознанности в моей жизни. Ведь некоторые люди даже себя в этой жизни четко не осознают", - отмечает тренер по управлению временем.

По материалам: УБР